На всех парах по Тверской области: репортаж о поездке на уникальном экскурсионном

Проводники в униформе из середины прошлого века, добродушный начальник поезда и 170 километров по железной дороге. Бологое-Полоцкая – одна из старейших железных дорог РФ. Построенная в 1907 году, она начинается в Бологовском р-не Области и тянется до самой Белоруссии – города Полоцка Витебской области. В начале XX столетия она стала связующим звеном между Николаевской (Петербурго-Московской) железной дорогой и Польшей. Дорога строилась как стратегический объект для ведения военных действий Россией против Германии и Австро-Венгрии. В те года железнодорожному транспорту придавалось огромное общественное значение. Об этом можно судить по выразительности и эстетической ценности архитектуры, элементы которой сохранились по сей день, несмотря на мощные бомбардировки в годы Великой Отечественной войны. Это та редкая железная дорога, на которой можно встретить семафоры и ручные стрелки. Сегодня Бологое-Полоцкое направление включено в список заповедных железных дорог РФ. И неслучайно именно это направление было выбрано для экскурсионного пассажирского маршрута. С октября каждую субботу между Бологое и Осташковом курсирует состав на паровозной тяге. Во главе состава используют два паровоза – либо паровоз серии «Л» 1955 года постройки, либо паровоз серии «Су» 1948 года постройки. На последнем мы и отправляемся в путешествие, но не со станции Бологое-Полоцкое, а со станции Куженкино. Старинный вокзал На железной дороге всё как и в авиации – расписание соблюдается с поминутной точностью. И вот, в назначенное время, словно кадр из старого советского фильма, извергая клубы пара и дыма, появляется паровоз «Су». За собой он тянет два зелёных вагона. Да, цвет вагонов середины 70-х годов постройки не тронула серая краска в скучной стилистике РЖД. Окрас вагонов оригинальный, из прошлого века, и на боковине красуется герб Бологое-Полоцкой железной дороги. Зелёно-чёрный паровоз, сбросив излишки пара перед небольшим деревянным зданием станции, высаживает пассажиров и отправляется на получасовую стоянку для заправки резервуаров водой. У людей есть 30 минут, чтобы прогуляться по старинному зданию, где сохранилась, пожалуй, вся история этого железнодорожного направления. Здание станции Куженкино – один из немногих сохранившихся на этой железной дороге пристанционных комплексов. Помимо вокзала, рядом возведены водонапорная башня, керосиновый погреб, путейский сарай и посадочная платформа. Рядом с водоналивной колонкой организован демонстрационный стрелочный перевод с ручным механизмом и стрелочным фонарём. Даже все указатели выполнены в стиле ретро. Внутри станционного здания всё обустроено в аутентичном стиле: массивные дубовые седалища, рукомойник, касса, в которой на столе стоят керосинка и деревянные счеты, помещение для багажа. Опытный экскурсовод погружает пассажиров поезда в атмосферу середины прошлого века, когда у железнодорожников были красные фуражки, а вокзал топили утермарковской печью. Все эти атрибуты старины здесь сохранились практически в идеальном состоянии. Познакомиться с ними будет интересно как заядлому фанату железнодорожного транспорта, так и просто любознательному человеку. От пенсионера из глубинки до столичного блогера И вот, время экскурсии подходит к финалу, пора отправляться в путь. Под свист паровозного гудка состав трогается. До конечной точки маршрута – порядка 85 километров рельсов и шпал. В век высоких скоростей, когда глава РЖД громко заявляет о повышении скорости «Сапсанов» до 300 километров в час, это расстояние кажется пустяковым. Однако на паровой тяге время в пути затянется на 2,5 часа. Благо, сиденья в вагонах, несмотря на свой почтенный возраст, вполне удобные, и даже спинки кресел откидываются. Характерная особенность этого паровозного маршрута – в отличие от других он спланирован на основе регулярных рейсов. То есть в будние дни вагоны между Бологое и Осташковом тянет обычный дизельный локомотив (пути здесь, как и на большей части Области, не электрифицированные), а в субботу на смену дизелю приходит паровая тяга. Поэтому в вагоне можно встретить как местных жителей (постоянных пассажиров этого маршрута), так и туристов, приехавших полюбоваться техникой прошлого века. И в этот раз ничего не поменялось: в одном вагоне едет группа школьников в сопровождении преподавателя, столичные блогеры и семья из Клина. Время от времени весёлую компанию разбавляют пожилые жители населённых пунктов, вдоль которых пролегает железная дорога. Кто-то из «аборигенов» едет к друзьям в соседнюю деревню, кто-то – в ближайший райцентр за провиантом. – Хотели попасть сюда с того дня, как об открытии паровозного маршрута объявили официально, но всё никак не удавалось. В итоге выбрались только спустя два месяца, когда уже снег укрыл землю, – рассказывает глава семейства из Клина Александр. – В первую очередь, конечно же, дети просили. Никогда в жизни не видели настоящий паровоз. Еще половину пути не проехали, а они уже такие довольные. Назад в «сороковые» Атмосферу прошлого века здесь создаёт не только паровоз. Проводницы (они же и обилечивают пассажиров на станциях, где нет касс) одеты в форму железнодорожных работников 40-х годов. Её характеризуют типичные для того времени береты и погоны с большим «блюдцем» у края плеча. Такую форму железнодорожников можно увидеть в кинокартине «Мосфильма», снятой в 1947 году, «Поезд идёт на восток». Правда, с использованием такой формы получается небольшая историческая оказия: паровозы серии «Л» начали курсировать по Бологое-Полоцкой железной дороге только в середине 60-х годов, паровозов серии «Су» здесь не было и в помине. А вагоны и вовсе выпущены в конце 70-х годов. И форма никак не состыковывается с временными периодами. Впрочем, даже несмотря на этот маленький недостаток, атмосфера старины всё равно сохраняется. Особенно, если включить воображение. Задушевный разговор Если кто-то захочет не просто прокатиться «на всех парах», а узнать что-нибудь об истории железнодорожного сообщения, всегда можно обратиться к начальнику поезда. Руководит составом здесь Евгений Андреевич Ивчин – очень образованный и интеллигентный мужчина преклонных лет. Начальником поезда Евгений Андреевич заступает только в субботу, а на буднях преподаёт ОБЖ в Бологовском колледже. Железнодорожные маршруты для него не в новинку: в 80-х годах Евгений Ивчин уже работал начальником поезда, но на маршруте № 7/8 «Санкт-Петербург – Севастополь». Потому его и пригласили на паровозный экскурсионный маршрут: и специфику работы знает, и историю этих краёв, которой всегда сможет поделиться с пассажирами. Еще одной из обязанностей начальника поезда служит раздача анкет, в которых пассажирам предлагают оценить качество обслуживания и оставить пожелания. Многие экскурсанты просят, чтобы в состав вошли старинные вагоны. Об этом в беседе с корреспондентом ТверьОблПресс поведал Евгений Андреевич. – Для меня эта дорога была всегда достаточно известна. По ней можно доехать на поезде до Великих Лук, а у нас там родственники живут. Я в Великих Луках в институте учился, поэтому она мне хорошо знакома, – вспоминает начальник поезда. – Конечно, раньше было сильное запустение. Но вот подделали остановки, обновили вокзалы, организовали музей в Куженкино. Люди пишут в анкетах, что им всё нравится, но только времени на экскурсию маловато. Евгений Ивчин рассказал, что уже к лету здесь ожидают иностранных туристов. Потому сейчас у поездной бригады важная задача – выучить английский язык, чтобы встречать заморских гостей. Правда, огорчает приём туристов в Осташкове. Селигерское запустение В Московско-Тверской ППК сделали прекрасный экскурсионный маршрут по цене обычной поездки. И перекусить в пути предложат, и историческую справку поведают. Но власти Осташкова к приёму туристов с паровоза оказались неготовы. Стоянка поезда – всего два часа. Ведь помимо туристов, маршрут обслуживает и местных жителей. Ну а пассажиров вместо девушек в кокошниках с хлебом и солью встречает страшное здание автостанции и полное отсутствие тротуаров. Выбор небольшой: либо пообедать в кафе, до которого добираться минимум полчаса, либо заказать у таксистов-«бомбил» обзорную экскурсию по городу за баснословную стоимость и успеть по пути заехать за фастфудом, чтобы не голодать на обратном пути. Городская администрация так и не смогла подстроиться под этот маршрут, организовать какую-нибудь автобусную экскурсию, хотя возможности для этого есть. Поэтому план действий по прибытию в Осташков один: быстрый обед в каком-нибудь кафе на селигерском берегу и снова в путь, в Бологое. Романтика железной дороги За окном вагона мелькают занесенные снегом рощи, поляны и болота. Этот пейзаж изредка сменяют сторожевые будки, станционные здания и деревни самых разных размеров. Одно в этом маршруте неизменно: бесконечная железная дорога, над которой тянется шлейф дыма и пара из жерла паровоза. Ты сидишь, поглядывая то в окно, то на пробуждающихся от дремоты соседей, среди которых можно встретить людей самых разных профессий. Поезда обладают особым шармом, и этого у них не отнять. Колыбельная стука колёс, лёгкое покачивание вагонов – эти ощущения не заменить ничем в мире. Ещё два с половиной часа дороги – и экскурсионный маршрут завершается, оставляя после себя сувенирный билетик, тёплые воспоминания, переполненную эмоциями душу и желание вновь вернуться на этот поезд, но уже когда с земли сойдёт снежное покрывало. Несмотря на небольшие недочёты, которые бросятся в глаза далеко не каждому, проект можно назвать успешным. А летом для столичных туристов паровоз можно запустить и в воскресенье, чтобы гости Бологое-Полоцкой железной дороги оставались в Осташкове на ночь. Читайте также: «Двое суток в пути: как чувствуют себя пассажиры в двухэтажных вагонах, отправляясь в путешествие из Твери»